Средневековая философия Патристика

м4324ч32Средневековая философия – исторический этап определяющий западное развитие философии. Средневековая философия в своем развитии охватывает этапе с V века нашей эры по XV век нашей эры.

Средневековая философия: этапы развития

Средневековая философия подразделяется на несколько этапов:

  • Апологетика
  • Патристика
  • Схоластика
  • Мистика

Средневековые взгляды и философскую деятельность представителей можно в общем охарактеризовать теоцентрической направленность. Теоцентризм — философская концепция, в основе понимания мироустроения которой Бог, как наивысшее бытие, источник жизни и блага.

Средневековая философия: патристика

Патристика (от лат. Pater — «отец») — этап развития христианской мысли, предстввленный совокупностью учений Отцов Церкви II — VII вв.

К известным Отцам Церкви принадлежат:

  • Климент Александрийский
  • Ориген
  • Кирилл Александрийский
  • Василий Великий
  • Григорий Богослов
  • Августин Блаженный
  • Тертуллиан
  • Исаак Сирин
  • Иоанн Златоуст
  • Дионисий Ареопагит
  • Иоанн Дамаскин

Понятие «Отец Церкви» формировалась на протяжении нескольких столетий. Первоначальный смысл, закладываемый в данное понятие, обозначал «духовного наставника, который обладал правом передавать святое учение».

Дальнейшее развитие христианской догматики на этапе схоластики (последующий после патристики) побудило установить более точную характеристику понятию «Отец Церкви».

Характеристика понятия:

  1. Святость жизни.
  2. Древность.
  3. Ортодоксальность учения.
  4. Официальное признанье церковью.

Другие же представители, не подпадавшие под 4 установленных характеристики, именовались лишь церковными писателями, чьи труды не считались фундаментальными.

Особенности вероучения в период патристики

Период Патристики характеризуется преемственностью аполстольной традиции с защитой веры и переходом к схоластике с ее догматичностью. В период Патристики была создана традиция трактовки святой веры, которая нашла свое продолжение в период Схоластики.

Основы вероучения:

  • Теоцентризм: Бог как источник всего сущего;
  • Креационизм: Бог создал всё из ничего;
  • Персонализм: человек сотворен Богом по образу и подобию;
  • Провиденциализм: Бог правит всем;
  • Ревеляционизм: верный путь познание человеком важных истин состоит в постижении Святого писания;

В период Патристики решалась проблема соотношения человека и мира, которая требовала детального философского анализа. Помимо представленной проблемы, имело место рассмотрение соотношения веры и знания, которую каждый из представителей решал по-своему.: одни средневековые философы рассматривали первичность веры, другие же пытались соотнести разум и веру, найти их органическое объединение в методах познания, третьи, за редким случаем, признавали первенство разумного познание, из-за чего их учения назывались ересью.

Ориген (Александрийская школа): сторонник идеи конечного спасения — апокатакстасис — праведными. Ориген был первым представителем систематизированного христианского учения, изложения идей христианства в философском контексте. Учение Оригена о Троице было подтверждено на Шестом Вселенском Соборе.

Августин Блаженный: философские размышления еще одного известного представителя патристической традиции нашли выражение в сопоставлении разума и веры. Августин Блаженный первым из средневековых философов пытался найти гармоничное объединение двум источникам познания человека: «Я помню о том, что имею память, ум и волю; понимаю, что понимаю, желаю и помню; желаю же, чтобы я имел волю, понимал и помнил» [О Троице. X 11,18 cp. IX 4,4; X 3,5; О свободе воли. III 3,6 сл].

Произведения Отцов Церкви в православной традиции христианской церкви пользовались большим авторитетом. На Руси повсеместно цитировались учения Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Назианзина и других.